Логопед предупреждает: речевые нарушения у детей напрямую влияют на развитие.

Они могут проявляться как в понимании и говорении, так и в коммуникативных ситуациях и письменной речи. Подробнее о поводах обратиться к специалисту рассказывает логопед-дефектолог МЦ «Независимость» Екатерина Смирнова.
Виды нарушения речи у детей хорошо изучены и успешно корректируются при своевременном обращении к логопеду. Ниже - основные причины, с которыми приходят к логопеду-дефектологу.
Произношение/звуковая система.
Нарушение звуковой системы, называемое также фонологией, проявляется в неправильном произношении слов (например, "фахар" вместо "сахар"), т.е. звуки формируются неправильно или неполноценно.
Словарный запас
Языковое расстройство может проявляться и в дефиците словарного запаса. Дети иногда понимают значение слов только из ситуативного контекста и компенсируют дефицит словарного запаса мимикой и жестами.
Грамматика/структура предложения
Другой формой языкового расстройства является дисграфизм, при котором возникают проблемы со склонением и спряжением слов, а также с правильной структурой предложения. Отдельные элементы предложения переставляются или опускаются.
Общие коммуникативные навыки
В этом случае ребенок испытывает проблемы с выполнением соответствующих возрасту навыков, таких как начало или поддержание разговора, установление зрительного контакта с собеседником, владение речевыми категориями (вопрос-ответ).
Нарушения речи могут возникать и во взрослом возрасте. Они часто возникают на фоне афазии и лечатся целенаправленными методами в логопедической практике.
С другой стороны, речевые нарушения часто характеризуются двигательными нарушениями исполнительных органов речи. В произношении ребенка наблюдаются неправильно сформированные звуки и фонетические сочетания, недостаточная точность и скорость артикуляции и/или нарушения хода речи.
При нарушениях речи наблюдаются следующие проявления:
Нарушение артикуляции
В связи с речевыми нарушениями часто говорят о нарушениях артикуляции. В этом случае ребенок неправильно формирует заданный звук (например, шепелявит).
Дизартрия
В этом случае нарушения проявляются в выполнении речевых движений. Также может быть нарушена координация дыхания, голоса и артикуляции. Типичными симптомами являются изменение тембра голоса, громкости, артикуляции и ритма речи.
Речевая диспраксия с нарушением развития
Наблюдается выраженное усилие при произнесении речи и артикуляционный поиск движений. Формирование звуков неполноценно, но сильно варьируется. Нарушается планирование речевой моторики, но нет глубинных функциональных нарушений органов, участвующих в речевом акте.
Заикание
Основными симптомами заикания являются повторение, растягивание и блокирование. Это может касаться отдельных звуков, слогов или целых слов.
Обратившись к логопеду, вы сможете выяснить, нормально ли развивается речь вашего ребенка или у него имеется речевое расстройство и, следовательно, он нуждается в логопедической помощи.
Каковы же причины нарушений?
Причиной речевых нарушений могут быть, в частности, нарушения слуха в детском возрасте. Это приводит к тому, что дети неправильно воспринимают звуки или не могут их различать.Часто речевые нарушения возникают на фоне нарушений развития, задержки развития или инвалидности. В их основе лежат двигательные нарушения органов речи.
Последствия
Если не лечить речевые нарушения у детей, то это может негативно сказаться на их дальнейшем развитии. Последствиями могут стать нарушения в обучении и даже поведенческие и психологические расстройства. Однако способность к общению может быть улучшена при раннем выявлении нарушения речевого развития и последующей коррекции у логопеда-дефектолога.
Записаться на консультацию к логопеду-дефектологу Екатерине Смирновой можно по телефону (4932) 93-99-30