Логопед предупреждает: речевые нарушения у детей напрямую влияют на развитие.

Они могут проявляться как в понимании и говорении, так и в коммуникативных ситуациях и письменной речи. Подробнее о поводах обратиться к специалисту рассказывает логопед-дефектолог МЦ «Независимость» Екатерина Смирнова. 

Виды нарушения речи у детей хорошо изучены и успешно корректируются при своевременном обращении к логопеду. Ниже - основные причины, с которыми приходят к логопеду-дефектологу.

Произношение/звуковая система.

Нарушение звуковой системы, называемое также фонологией, проявляется в неправильном произношении слов (например, "фахар" вместо "сахар"), т.е. звуки формируются неправильно или неполноценно.

Словарный запас 

Языковое расстройство может проявляться и в дефиците словарного запаса. Дети иногда понимают значение слов только из ситуативного контекста и компенсируют дефицит словарного запаса мимикой и жестами.

Грамматика/структура предложения 

Другой формой языкового расстройства является дисграфизм, при котором возникают проблемы со склонением и спряжением слов, а также с правильной структурой предложения. Отдельные элементы предложения переставляются или опускаются.

Общие коммуникативные навыки

В этом случае ребенок испытывает проблемы с выполнением соответствующих возрасту навыков, таких как начало или поддержание разговора, установление зрительного контакта с собеседником, владение речевыми категориями (вопрос-ответ).

Нарушения речи могут возникать и во взрослом возрасте. Они часто возникают на фоне афазии и лечатся целенаправленными методами в логопедической практике.

С другой стороны, речевые нарушения часто характеризуются двигательными нарушениями исполнительных органов речи. В произношении ребенка наблюдаются неправильно сформированные звуки и фонетические сочетания, недостаточная точность и скорость артикуляции и/или нарушения хода речи.

При нарушениях речи наблюдаются следующие проявления:

Нарушение артикуляции

В связи с речевыми нарушениями часто говорят о нарушениях артикуляции. В этом случае ребенок неправильно формирует заданный звук (например, шепелявит).

Дизартрия

В этом случае нарушения проявляются в выполнении речевых движений. Также может быть нарушена координация дыхания, голоса и артикуляции. Типичными симптомами являются изменение тембра голоса, громкости, артикуляции и ритма речи.

Речевая диспраксия с нарушением развития

Наблюдается выраженное усилие при произнесении речи и артикуляционный поиск движений. Формирование звуков неполноценно, но сильно варьируется. Нарушается планирование речевой моторики, но нет глубинных функциональных нарушений органов, участвующих в речевом акте.

Заикание

Основными симптомами заикания являются повторение, растягивание и блокирование. Это может касаться отдельных звуков, слогов или целых слов.

Обратившись к логопеду, вы сможете выяснить, нормально ли развивается речь вашего ребенка или у него имеется речевое расстройство и, следовательно, он нуждается в логопедической помощи.

Каковы же причины нарушений?

Причиной речевых нарушений могут быть, в частности, нарушения слуха в детском возрасте. Это приводит к тому, что дети неправильно воспринимают звуки или не могут их различать.Часто речевые нарушения возникают на фоне нарушений развития, задержки развития или инвалидности. В их основе лежат двигательные нарушения органов речи.

Последствия

Если не лечить речевые нарушения у детей, то это может негативно сказаться на их дальнейшем развитии. Последствиями могут стать нарушения в обучении и даже поведенческие и психологические расстройства. Однако способность к общению может быть улучшена при раннем выявлении нарушения речевого развития и последующей коррекции у логопеда-дефектолога.

Записаться на консультацию к логопеду-дефектологу Екатерине Смирновой можно по телефону (4932) 93-99-30