Я не приду
В ходе экспериментального исследования, проведенного маркетологами Джулианом Гиви из Университета Западной Вирджинии и Коллин Кирк из Нью-Йоркского технологического института, более трех четвертей респондентов признались, что уже согласились на мероприятие, которое, на самом деле, не хотели посещать. Причина - страх перед последствиями отказа. Гиви и Кирк решили выяснить, оправданы ли эти опасения или люди зря переживают. Результаты серии экспериментов были опубликованы недавно в журнале Journal of Personality and Social Psychology.
Команда провела пять экспериментов с участием около 2 000 человек. В одном из них испытуемых просили прочитать короткий рассказ и живо представить себе описанный в нем сценарий: знакомый приглашает прийти в субботу вечером в ресторан, где в качестве гостя выступает знаменитый шеф-повар. Однако в субботу приглашенная сторона уже весь день в разъездах и предпочла бы вечером отдохнуть дома. Треть из 560 участников прочитала историю с точки зрения приглашенного, а треть мысленно взяла на себя роль человека, делающего приглашение. Остальных попросили не представлять себя частью истории во время чтения, а нейтрально следить за событиями.
Затем все отвечали на вопросы по шкале от 1 ("совсем нет") до 7 ("очень сильно") о том, как, по их мнению, будет воспринят отказ: насколько разозлится человек, которому принадлежит идея посещения ресторана? Насколько он будет разочарован? Почувствовали бы они, что не важны для другого человека? Насколько вероятно, что отказ повредит отношениям, или что человек не в следующий раз попросту не пригласит?
"Приглашенные" переоценивали негативный эффект от своего отказа, в отличии от «приглашающих». Один из экспериментов, в котором участников просили побудить партнера к какому-либо занятию не только в теории, но и в реальности, показал, что те, кому было сказано "нет", отнеслись к этому гораздо спокойнее, чем опасался другой человек.
Как же возникает это распространенное заблуждение, которое неоднократно выявлялось в ходе исследований? По мнению авторов, одно из возможных объяснений - гиперболизация собственной значимости: люди склонны преувеличивать свое влияние на благополучие и настроение других. Однако Джулиан Гиви и Коллин Кирк установили, что группа «нейтральных» испытуемых также стала жертвой ошибочного суждения, хотя у них не было причин преувеличивать результат отказа. Тем не менее, они считали, что последствия отмены приглашения гораздо драматичнее, чем это было на самом деле.
Скорее всего, за этим стоит следующий психологический эффект. Те, кто отказывается от приглашения, сосредотачиваются на самом отказе, полагая, что другой человек запомнит прежде всего одно: "нет". При этом они недооценивают тот факт, что для другой стороны важны "почему", причины выбора и ход мыслей, предшествовавший отказу.